вторник, 26 июня 2018 г.

НОВИК...

НОВИК...

НОВИК...
17 июня 2018 года стало известно, что интернациональная российско–финская поисковая команда обнаружила на дне Финского залива эскадренный миноносец «Новик» (он же c 1923 года «Яков Свердлов»). Отчего находка так всех переполошила, и почему «Новик» считают «папой» целого класса кораблей?
19 июня, 08:15
10K
22
2
485
3832676
Бытует мнение среди определённой части населения, что русские никогда и ничего своего не изобретали. Увидят что хорошее, красивое и современное — и давай его копировать. Почти как китайцы из Гуанчжоу, где местные жители тем и хвастаются: мы мол делаем копии уже много сотен лет.

Бегать и доказывать что-либо таким сетевым деятелям бесполезно: времени потратишь уйму, а пользы ни на грош. Для тех же, кто готов слушать — вот история о том, как русские не только создали один из самых совершенных кораблей своего времени, но и стали законодателями мод в кораблестроении.

Пара слов о миноносцах
Моряки долго пытались пристроить мины на морскую службу. Ещё древние китайцы предложили их ставить и ждать на берегу, когда неприятельский корабль проплывёт мимо и подорвётся. А если не проплывёт, а если не подорвётся.? И времени опять же жалко. В общем, в конце XIX века военная мысль дошла до шестовых мин.

Шестовая мина — это длинная палка, на конце которой закреплена, собственно, мина с контактным или электрическим взрывателем. Пара таких палок ставится на небольшое судно, экипаж надевает чистое исподнее и идёт на таран вражеского корабля. Тыкать его миной, пока та наконец не взорвётся, а потом пытаться унести ноги. Понятно, что делать это лучше ночью, в плохую погоду. Вот так и появились минные катера и миноноски.


Паровой минный катер с шестовой миной
Следующим этапом стали мины метательные — выстреливавшиеся из аппарата, и двигавшиеся по инерции в воде. Дистанция всё равно оставалась пистолетной (до 40 метров), но всяко больше, чем у шестовых.

Затем мины научили двигаться под водой самостоятельно и вскоре обозвали их торпедами. С ними стало чуть менее страшно, а шансов унести ноги стало чуть больше.

Носители торпед образовали новый класс, получивший в России наименование по старому названию боеприпаса: «миноносцы». Прижилось слово, чего же мудрствовать. После появления эти новые корабли немедленно — как и все остальные — начали расти в размерах.

Вскоре флот потребовал миноносцы, способные действовать в составе эскадр, а не только рядом с берегом. Их логично нарекли эскадренными миноносцами, сиречь эсминцами. Изначально это были исключительно вспомогательные корабли: поставить дым, накидать торпед, подавить артиллерийским огнём миноносцы противника. Некоторое время последняя функция считалась основной, отчего эсминцы поначалу именовали контрминоносцами или истребителями. Последний термин — Destroyer (в английском) или Zerstörer (в немецком) — до сих пор употребляется на западе.


Эсминец «Поражающий» типа «Сокол»
В начале прошлого века эсминцы стали самостоятельным, способным на решение серьёзных задач классом кораблей. И произошло это во многом благодаря созданию российского эсминца «Новик». В то время эсминцы делились на противоположные по смыслу подклассы: одни имели торпедное вооружение, другие артиллерию — чтобы не дать первым подойти поближе и использовать свои торпеды. Однако оказалось, что обе роли можно совмещать.

Рождение эсминца
Так уж вышло, что в 1906 году у «Особого комитета по усилению военно-морского флота», собиравшего пожертвования от населения на восстановление флота после Русско-японской войны, остались непотраченные деньги. И много: два миллиона рублей. Экстренная программа, предусматривавшая строительство 18 эсминцев, представлявших собой лёгкое усовершенствование прежних типов, была уже выполнена, и члены комитета решили использовать остаток на постройку эсминца совершенно нового типа, в котором полностью учитывался бы опыт прошедшей войны и результаты осмысления этого опыта.

Главными требованиями были скорость, дальность плавания и возможность выполнять задачи в открытом море при сильном ветре и волнении. Предполагалось ставить на корабль паровые турбины, что по тем временам было самым современным вариантом силовой установки.

Конкурс выиграл Путиловский завод, где и был заказан будущий корабль. Силовую установку — три паровые турбины и шесть котлов, работавших только на жидком топливе (прощай уголь!) — заказали в Германии, на фирме «Вулкан». В 1910 году корабль был заложен на Путиловском заводе, а 1 мая 1912 года уже начались испытания. Увы, но требуемую скорость кораблю развить не удавалось. Больше 35 узлов «Новик», названный в честь знаменитого крейсера II ранга, не шёл.


«Новик» на испытаниях
Тогда немцы предложили за свой счёт проапгрейдить силовую установку. Увеличить её мощность и довести-таки корабль до ума, что и было сделано в 1913 году. «Новик» достиг максимальной скорости в 37,3 узла и средней в 36,2 узла. Рекорд для кораблей этого класса по тем временам.TranslateShow original text

Комментариев нет:

Отправить комментарий