НОВИК...
НОВИК...
17 июня 2018 года стало известно, что интернациональная российско–финская поисковая команда обнаружила на дне Финского залива эскадренный миноносец «Новик» (он же c 1923 года «Яков Свердлов»). Отчего находка так всех переполошила, и почему «Новик» считают «папой» целого класса кораблей?
19 июня, 08:15
10K
22
2
485
3832676
Бытует мнение среди определённой части населения, что русские никогда и ничего своего не изобретали. Увидят что хорошее, красивое и современное — и давай его копировать. Почти как китайцы из Гуанчжоу, где местные жители тем и хвастаются: мы мол делаем копии уже много сотен лет.
Бегать и доказывать что-либо таким сетевым деятелям бесполезно: времени потратишь уйму, а пользы ни на грош. Для тех же, кто готов слушать — вот история о том, как русские не только создали один из самых совершенных кораблей своего времени, но и стали законодателями мод в кораблестроении.
Пара слов о миноносцах
Моряки долго пытались пристроить мины на морскую службу. Ещё древние китайцы предложили их ставить и ждать на берегу, когда неприятельский корабль проплывёт мимо и подорвётся. А если не проплывёт, а если не подорвётся.? И времени опять же жалко. В общем, в конце XIX века военная мысль дошла до шестовых мин.
Шестовая мина — это длинная палка, на конце которой закреплена, собственно, мина с контактным или электрическим взрывателем. Пара таких палок ставится на небольшое судно, экипаж надевает чистое исподнее и идёт на таран вражеского корабля. Тыкать его миной, пока та наконец не взорвётся, а потом пытаться унести ноги. Понятно, что делать это лучше ночью, в плохую погоду. Вот так и появились минные катера и миноноски.
Паровой минный катер с шестовой миной
Следующим этапом стали мины метательные — выстреливавшиеся из аппарата, и двигавшиеся по инерции в воде. Дистанция всё равно оставалась пистолетной (до 40 метров), но всяко больше, чем у шестовых.
Затем мины научили двигаться под водой самостоятельно и вскоре обозвали их торпедами. С ними стало чуть менее страшно, а шансов унести ноги стало чуть больше.
Носители торпед образовали новый класс, получивший в России наименование по старому названию боеприпаса: «миноносцы». Прижилось слово, чего же мудрствовать. После появления эти новые корабли немедленно — как и все остальные — начали расти в размерах.
Вскоре флот потребовал миноносцы, способные действовать в составе эскадр, а не только рядом с берегом. Их логично нарекли эскадренными миноносцами, сиречь эсминцами. Изначально это были исключительно вспомогательные корабли: поставить дым, накидать торпед, подавить артиллерийским огнём миноносцы противника. Некоторое время последняя функция считалась основной, отчего эсминцы поначалу именовали контрминоносцами или истребителями. Последний термин — Destroyer (в английском) или Zerstörer (в немецком) — до сих пор употребляется на западе.
Эсминец «Поражающий» типа «Сокол»
В начале прошлого века эсминцы стали самостоятельным, способным на решение серьёзных задач классом кораблей. И произошло это во многом благодаря созданию российского эсминца «Новик». В то время эсминцы делились на противоположные по смыслу подклассы: одни имели торпедное вооружение, другие артиллерию — чтобы не дать первым подойти поближе и использовать свои торпеды. Однако оказалось, что обе роли можно совмещать.
Рождение эсминца
Так уж вышло, что в 1906 году у «Особого комитета по усилению военно-морского флота», собиравшего пожертвования от населения на восстановление флота после Русско-японской войны, остались непотраченные деньги. И много: два миллиона рублей. Экстренная программа, предусматривавшая строительство 18 эсминцев, представлявших собой лёгкое усовершенствование прежних типов, была уже выполнена, и члены комитета решили использовать остаток на постройку эсминца совершенно нового типа, в котором полностью учитывался бы опыт прошедшей войны и результаты осмысления этого опыта.
Главными требованиями были скорость, дальность плавания и возможность выполнять задачи в открытом море при сильном ветре и волнении. Предполагалось ставить на корабль паровые турбины, что по тем временам было самым современным вариантом силовой установки.
Конкурс выиграл Путиловский завод, где и был заказан будущий корабль. Силовую установку — три паровые турбины и шесть котлов, работавших только на жидком топливе (прощай уголь!) — заказали в Германии, на фирме «Вулкан». В 1910 году корабль был заложен на Путиловском заводе, а 1 мая 1912 года уже начались испытания. Увы, но требуемую скорость кораблю развить не удавалось. Больше 35 узлов «Новик», названный в честь знаменитого крейсера II ранга, не шёл.
«Новик» на испытаниях
Тогда немцы предложили за свой счёт проапгрейдить силовую установку. Увеличить её мощность и довести-таки корабль до ума, что и было сделано в 1913 году. «Новик» достиг максимальной скорости в 37,3 узла и средней в 36,2 узла. Рекорд для кораблей этого класса по тем временам.TranslateShow original text
17 июня 2018 года стало известно, что интернациональная российско–финская поисковая команда обнаружила на дне Финского залива эскадренный миноносец «Новик» (он же c 1923 года «Яков Свердлов»). Отчего находка так всех переполошила, и почему «Новик» считают «папой» целого класса кораблей?
19 июня, 08:15
10K
22
2
485
3832676
Бытует мнение среди определённой части населения, что русские никогда и ничего своего не изобретали. Увидят что хорошее, красивое и современное — и давай его копировать. Почти как китайцы из Гуанчжоу, где местные жители тем и хвастаются: мы мол делаем копии уже много сотен лет.
Бегать и доказывать что-либо таким сетевым деятелям бесполезно: времени потратишь уйму, а пользы ни на грош. Для тех же, кто готов слушать — вот история о том, как русские не только создали один из самых совершенных кораблей своего времени, но и стали законодателями мод в кораблестроении.
Пара слов о миноносцах
Моряки долго пытались пристроить мины на морскую службу. Ещё древние китайцы предложили их ставить и ждать на берегу, когда неприятельский корабль проплывёт мимо и подорвётся. А если не проплывёт, а если не подорвётся.? И времени опять же жалко. В общем, в конце XIX века военная мысль дошла до шестовых мин.
Шестовая мина — это длинная палка, на конце которой закреплена, собственно, мина с контактным или электрическим взрывателем. Пара таких палок ставится на небольшое судно, экипаж надевает чистое исподнее и идёт на таран вражеского корабля. Тыкать его миной, пока та наконец не взорвётся, а потом пытаться унести ноги. Понятно, что делать это лучше ночью, в плохую погоду. Вот так и появились минные катера и миноноски.
Паровой минный катер с шестовой миной
Следующим этапом стали мины метательные — выстреливавшиеся из аппарата, и двигавшиеся по инерции в воде. Дистанция всё равно оставалась пистолетной (до 40 метров), но всяко больше, чем у шестовых.
Затем мины научили двигаться под водой самостоятельно и вскоре обозвали их торпедами. С ними стало чуть менее страшно, а шансов унести ноги стало чуть больше.
Носители торпед образовали новый класс, получивший в России наименование по старому названию боеприпаса: «миноносцы». Прижилось слово, чего же мудрствовать. После появления эти новые корабли немедленно — как и все остальные — начали расти в размерах.
Вскоре флот потребовал миноносцы, способные действовать в составе эскадр, а не только рядом с берегом. Их логично нарекли эскадренными миноносцами, сиречь эсминцами. Изначально это были исключительно вспомогательные корабли: поставить дым, накидать торпед, подавить артиллерийским огнём миноносцы противника. Некоторое время последняя функция считалась основной, отчего эсминцы поначалу именовали контрминоносцами или истребителями. Последний термин — Destroyer (в английском) или Zerstörer (в немецком) — до сих пор употребляется на западе.
Эсминец «Поражающий» типа «Сокол»
В начале прошлого века эсминцы стали самостоятельным, способным на решение серьёзных задач классом кораблей. И произошло это во многом благодаря созданию российского эсминца «Новик». В то время эсминцы делились на противоположные по смыслу подклассы: одни имели торпедное вооружение, другие артиллерию — чтобы не дать первым подойти поближе и использовать свои торпеды. Однако оказалось, что обе роли можно совмещать.
Рождение эсминца
Так уж вышло, что в 1906 году у «Особого комитета по усилению военно-морского флота», собиравшего пожертвования от населения на восстановление флота после Русско-японской войны, остались непотраченные деньги. И много: два миллиона рублей. Экстренная программа, предусматривавшая строительство 18 эсминцев, представлявших собой лёгкое усовершенствование прежних типов, была уже выполнена, и члены комитета решили использовать остаток на постройку эсминца совершенно нового типа, в котором полностью учитывался бы опыт прошедшей войны и результаты осмысления этого опыта.
Главными требованиями были скорость, дальность плавания и возможность выполнять задачи в открытом море при сильном ветре и волнении. Предполагалось ставить на корабль паровые турбины, что по тем временам было самым современным вариантом силовой установки.
Конкурс выиграл Путиловский завод, где и был заказан будущий корабль. Силовую установку — три паровые турбины и шесть котлов, работавших только на жидком топливе (прощай уголь!) — заказали в Германии, на фирме «Вулкан». В 1910 году корабль был заложен на Путиловском заводе, а 1 мая 1912 года уже начались испытания. Увы, но требуемую скорость кораблю развить не удавалось. Больше 35 узлов «Новик», названный в честь знаменитого крейсера II ранга, не шёл.
«Новик» на испытаниях
Тогда немцы предложили за свой счёт проапгрейдить силовую установку. Увеличить её мощность и довести-таки корабль до ума, что и было сделано в 1913 году. «Новик» достиг максимальной скорости в 37,3 узла и средней в 36,2 узла. Рекорд для кораблей этого класса по тем временам.TranslateShow original text
Комментариев нет:
Отправить комментарий